воскресенье, 27 июля 2008 г.

СЕМЬ НАВЫКОВ — ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«Семь навыков» — не набор разрозненных, не связанных между собой формул «настроенности» на успех. Будучи в согласии с естественными законами развития, они обеспечивают постоянный, последовательный, комплексный подход к повышению индивидуальной и коллективной продуктивности, способствуют нашему поступательному движению от ЗАВИСИМОСТИ к НЕЗАВИСИМОСТИ и далее – к ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ.


Этап 1: Человек ЗАВИСИМЫЙ
Мы приходим в мир полностью зависимыми существами. Нас направляют, воспитывают и содержат другие люди. Без их помощи мы просуществовали бы не более нескольких часов — от силы дней.
ЗАВИСИМЫЕ люди нуждаются в других, чтобы получить от них то, что им нужно.
Кови проводит различие между несколькими вариантами зависимости:
- будучи ФИЗИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫМ (парализованным, увечным, с ограниченной дееспособностью),я нуждаюсь в посторонней помощи, чтобы просто выжить.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ связывает мое чувство собственного достоинства и уверенности в себе с чужим мнением о моей особе. Если вы не проявляете ко мне симпатии, это подрезает мне крылья.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ заставляет меня перекладывать решение моих проблем на других, полагаться на чужие мыслительные способности.

Развитие человека однозначно связано с пониманием всех недостатков такого положения. И естественным шагом вперед является переход к следующему этапу:

Этап 2: Человек НЕЗАВИСИМЫЙ
- ФИЗИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМЫЙ человек способен существовать автономно.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ позволяет мне находить опору в самом себе. Я решаю сам за себя. Мое чувство собственного достоинства не связано с чужой оценкой или хорошим обращением.
- если я ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМ, я самостоятельно оцениваю ситуацию и делаю выводы; переходя при этом с одного уровня обобщения на другой. Мне под силу — творить, анализировать, организовывать и в доходчивой форме выражать свои мысли.

Подлинная независимость характера побуждает нас стремиться к тому, чтобы стать субъектами, а не объектами действия. Мы больше не жертвы обстоятельств или других людей.

Казалось бы, достигнув такого уровня зрелости, т.е. независимости во всех трех измерениях, человек близок к совершенству. Но ценность работы Стивена Кови и состоит в том, чтобы донести до нас главное: независимость - это лишь середина пути.
А впереди Этап 3: Человек ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ
Будучи взаимозависимой личностью, я имею возможность делиться лучшим в себе с другими и сам получаю доступ к богатейшим ресурсам и потенциальным возможностям других людей.
Взаимозависимость — свободный выбор свободного человека. Зависимый не имеет возможности сделать такой выбор: для этого у него недостает силы характера — он сам за себя не отвечает.


Согласно этим этапам и применяются 7 навыков. Четкое представление о последовательности будет способствовать вашему эффективному развитию.
Навыки 1, 2 и 3 относятся к сфере САМОУПРАВЛЕНИЯ. Они помогают человеку перейти от зависимости к независимости и, являясь личными победами, становятся ядром личности. ЛИЧНЫЕ ПОБЕДЫ ПРЕДШЕСТВУЮТ КОЛЛЕКТИВНЫМ. В этой формуле составляющие нельзя поменять местами — как нельзя собрать урожай прежде посева. Развитие осуществляется «от внутреннего к внешнему».

Обретая подлинную — внутреннюю — независимость, вы тем самым обретаете отправную точку для дальнейшего продвижения в сторону взаимозависимости. Сильный характер — надежная база для эффективного участия в достижении коллективных побед: успешной командной работы, кооперации и полноценного общения, в чем вам помогут навыки 4, 5 и 6.

Кови обращает внимание, что, прежде чем приступить к работе с навыками 4,5 и 6, необязательно в совершенстве овладеть навыками 1, 2 и 3. Но, для эффективного применения этих знаний, надо иметь отчетливое представление о последовательности этапов.

Комментариев нет:

Андрей Курпатов о проблеме выбора, потере смыслов, счастье и будущем: конспект

интервью на канале Александра Соколовского основные тезисы - задача учителя не передать информацию как учебник, а видеть пробелы в знаниях у...